Личный сайт

Альбины Николаевны Шалаковой

Из опыта работы

  

         Чем хочу с Вами поделиться 

 

Каждый раз, встречая новый поток детей,

я мысленно думаю, что за личности вырастут из этих детей. Ведь в ответе за их обучение и воспитание я, учитель. Поэтому, каждый раз, встречая новый поток детей, я перед собой ставлю задачи.

Прежде всего, это:

1)   адаптация детей, их развитие, психологическая комфортность;

2)   это принцип обучения учащихся, переход их от учебной деятельности к деятельности   в   жизненной   ситуации,   переход   от   учебно-познавательной деятельности к самостоятельной работе.

3)   Это принцип опоры на предшествующее развитие, а также развитие творческих способностей;

4)   принцип дифференцированного подхода в обучении детей.

Главным предметом в начальной школе, я считаю, является чтение. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Поэтому, последние годы тема моего самообразования "Работа над беглым   чтением". Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность. Действительно, чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

 Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика были направлены на то, чтобы продвигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учёбе. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области

Набрав детей в 1 класс, я хорошо знала, как нелегко придется мне в первые месяцы обучения детей. Так как ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчивое, возникало много трудностей с дисциплиной, но в том, как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов, мне помогло методическое пособие В.В.Волиной "Занимательное азбуковедение", в котором весь материал строится на основе игры. Игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряженно мыслить.

Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагала им послушать стихи о букве, назвать, что изображено на рисунке, и найти одинаковый звук в словах. Кто больше придумает слов, в которых этот звук был бы в начале, в середине, в конце слова. Досказать словечко. Я предлагала им пофантазировать, на что похожа буква, выложить ее из счетных палочек, показать, как они ее могут изобразить.

Так как первоклассники любят сказки, мы на уроках часто сочиняем свои сказки, истории и приключения о буквах. Чтобы активизировать мышление и речь ребенка, на уроках разгадываем ребусы, кроссворды, шарады, используя мультимедийный проектор. Детям очень нравится отгадывать и загадывать загадки, которые учат наблюдать за окружающим миром, воспринимать жизнь многократно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.

Для развития фонематического слуха на уроках разучивали скороговорки, считалки, весёлые стихи. Это также помогает детям в отработке дикции, способствует и развивает голосовой аппарат, темп речи.

 Также в обучении чтению в своей работе я пользуюсь технологией обучения Николая Александровича Зайцева. Концептуальные положения этой технологии заключаются в следующем:

  -становление речи и обучение чтению должно идти параллельно,                                                    помогая одно другому;

  - принцип обучения: чтению, отказ от фонемного принципа;

  -соединение обучения с пением (запоминание слогов в форме легких    складовых песенок-напевок);

   -путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению);

   -использование всех видов памяти;  звуковой, цветовой,  объемной,
   
моторной, кинестетической;

    -восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность;

    -буквы не учатся, не употребляются никакие термины.

Главная задача 1 класса: научить быстро, читать детей.

Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний

I. Игра "Звуковая разминка", включающая в себя

                1) артикуляцию,

                2) слова, трудные для произношения,

                3) скороговорки;

II. Игра "Фотоглаз". Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных на доске и ответить на вопрос, есть ли слово, которое я произношу, в перечне или нет;

III. Чтение одновременно с учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Затем весь текст или какую-то его часть ученики читают вслух по очереди;

IV. Тренаж (первый раз ученики за 1 минуту читают по слогам, второй раз - скороговоркой и третий раз - выразительно).

Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова,  упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и  подготовленности детей. В 1 классе, например, в разминку входит чтение открытых и закрытых слогов, составлении слова по слоговой таблице, игровые приемы: "Дочитай слово", "Слог потерялся", "Угадай, какая буква пропущена".

Во II и III классах предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это словарные слова или группа слов, включающая определенную орфограмму.

Провожу конкурс "Кто с большим количеством оттенков, интонацией сможет прочитать предложение?" Даю задание прочитать одну и ту же фразу с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требования читать выразительно, объясняю, что это значит. Использую такую памятку:

1.   Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство ты можешь передать при чтении.

2.   Читай четко слова и окончания.

3.   Выделяй голосом важные мысли, соблюдай знаки препинания.

В процессе разминки большое внимание уделяю работе над развитием

техники чтения, четкому произношению слов и фраз. В начале каждого урока чтения, дети читают 15 минут художественную книгу самостоятельно в пол голоса или про себя. Затем несколько человек пересказывают прочитанный отрывок.

Важным направлением при формировании у учащихся умения беглого чтения является организация эффективного контроля за достижениями. Организуя контроль за беглостью чтения, я с 1 класса проводила тематические родительские собрания и консультации (темы: "Совершенствование техники чтения", "Как правильно учить выразительно читать" и другие).

 На уроках организую «замер» техники чтения (чтение вслух и понимание незнакомого текста, чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста, выразительное чтение вслух подготовленного текста). Кроме того, в течение года в дневниках родители делают отметку каждый день, сколько ребенок минут читал дома.  А летом ведут читательский дневник, где указывают автора произведения, его название, где родители отмечают, за какой срок прочитал ребёнок произведение.

Для проверки понимания прочитанного текста использую следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.

Контроль за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, снимает трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет учителя, детей и родителей в достижении общей цели.

Большую роль при работе над  чтением играют скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговаривать каждую скороговорку,  сначала беззвучно, но, артикулируя, затем переходить на шепот и лишь потом - вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помнить о четкости произношения.

По мере совершенствования техники чтения всё больше места на уроках отвожу работе с текстом, формирую приемы понимания прочитанного на уроке. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1) формирование понимания текста и одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребность читать.

2) введение детей    через литературу в мир человеческих отношений, воспитание личности со свободным и независимым мышлением,

3) приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через анализ текстов и практическое ознакомление с теорией,

4) развитие устной и письменной речи (в том    числе значительное обогащение словаря, развитие творческих способностей детей).

  Решение поставленных задач апробирую на серии книг для чтения «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, «В одном счастливом детстве» в 2-х частях, "В океане света" в 2-х частях, авторами которых являются Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева.

Программа по чтению этих авторов отражает основные направления работы и включает следующие разделы развивающего обучения:

1.Тематика чтения.

2.Техника чтения.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного.

4. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

В своей работе, по чтению использую методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный метод (рассказ, беседа, живое слово учителя дополняются звукозаписью: пластинки, магнитофон).

Использую виды рассказов:

а) рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Провожу беседы:   вводные,   основные,  заключительные,   обобщающе-повторительные. Словесные методы чаще всего сочетаю с наглядными и практическими методами.

б) наглядные методы - это методы иллюстраций (показываю плакаты, карты, картины, фотографии). Методы демонстрации: фильмы, презентации, игры.

в) практические методы. Это письменные выражения, сочинения, рисунки, проведение опытов, решение задач, построение чертежей, трудовые действия.

г) проблемно-поисковые методы.  

Например, при работе с текстом до чтения.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,   которая   предшествует   тексту,   затем   высказывают   свои предложения о героях, теме, содержании.

2,  Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые я заранее вычленяю из текста и записываю на доске, уточняют свои предложения о теме произведения, героях, развитии действия. Затем ставлю задачу провести диалог с автором через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

В результате проделанной мною работы все дети к концу  IV класса научились устанавливать последовательность событий в рассказе и осмысливать взаимосвязь событий. Самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части, выделять главное в содержании части и всего рассказа в целом. Составлять план прочитанного и передавать его содержание. Самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий. Читать с выражением, передавая интонацией авторское отношение к изображаемым событиям и героям произведения.

Меня радует то, что дети читают с увлечением, считают чтение главным предметом в обучении. Это отражается и на грамотности письма и при решении математических задач.

В своей работе не забываю и о методах стимулирования. Это словесные, наглядные, практические, создание ситуаций успеха.

Для достижения полученных результатов я использую такие формы контроля: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный, самоконтроль, тесты (используя компьютер), олимпиады, взаимоконтроль.

На всех уроках применяю такие виды контроля, как индивидуальный опрос, фронтальный, зачёты, диктанты, изложения, мини – сочинения, домашние сочинения, работы по карточкам, контрольные работы.

В работе использую индивидуальную и групповую форму обучения, фронтальную и парную, групповую и дифференцированную. В своей практике провожу различные виды уроков:

Формирование и совершенствование знаний, повторение и систематизация знаний, контрольные уроки и анализ контрольных  работ, уроки - праздники, обзорные экскурсии,

олимпиады, смотры знаний, спектакли, викторины, КВНы

Результаты учебной деятельности учащихся привожу в таблице

год

Всего детей

читало

Читают бегло

%

Выразительное чтение

%

Понимание прочитанного

%

2004-2005

21

21

21

100

21

100

21

100

2005-2006

21

21

21

100

21

100

21

100

2006-2007

20

20

20

100

20

100

20

100

2007-2008

19

19

19

100

19

100

19

100

 

Из таблицы видно что, от беглого чтения, зависит и выразительность, и осознанность  прочитанного.

И это приносит  свои результаты:

*        так в феврале 2006 года ученица Кунеевская Елена, вошедшая в сборную группу города Искитима в районном соревновании «Интеллектуальный марафон» заняла I место,

*        в городском конкурсе «Самый умный» май 2006 года- III место.

Подготовленные мною учащиеся  постоянно участвуют в художественной жизни города, области:

*        «Кенгуру»- Кунеевская Лена вошла в 10 призёров по району.

*        2008 год пишут стихотворения  для городского сборника детских  творческих работ

*         2008 год  Терентьев Рома -1 место в школьном конкурсе чтецов, посвященном «Дню Победы»

*        2008 год  учащиеся 2а класса -1 место среди начальных классов в школьном конкурсе «Класс года»,

Ребята выпускают детскую школьную стенгазету, где в качестве корреспондентов сами пишут статьи.

В ноябре 2008 года вышел буклет «Здоровье – главное богатство человека», автором которого являются ребята моего класса, и был удостоен I места в городском конкурсе по ЗОЖ. С большим усердием и терпением ребята собрали и помогли составить мини-сборники стихотворений:

*        «Посвящение»

*        «Моей МАМЕ»,

которые были опубликованы к ДНЮ МАТЕРИ и разошли по школам города,

были подарены администрации города, отправлены в НИИПКРо, ГОУО  города Искитима. В этом сборнике также есть стихотворения, авторами которых являются ребята моего класса.

И поэтому, я считаю, мой труд не проходит даром, если имеются успехи у  моих ребят.

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Хостинг от uCoz